Северное Возрождение и Итальянское Возрождение — два уникальных периода в истории искусства и культуры Европы. Оба они ознаменовали возвращение к классическим идеалам античности, однако между ними есть и существенные различия.
Основные характеристики Северного Возрождения
Северное, или Скандинавское Возрождение пришлось на конец 19 — начало 20 века и было сосредоточено в Дании, Швеции и Норвегии. Его начало связано с именем датского пoэта и драматурга Адама Готлоба Эленшлегера, чья поэма «Боги Севера» 1807 года положила начало интересу к скандинавской мифологии и фольклору.
В отличие от Итальянского Возрождения, тяготевшего к античным сюжетам, Северное черпало вдохновение в традициях и культуре собственных народов. Художники обращались к героическому эпосу викингов, легендам о богах Асгарда, народным балладам и сказаниям. Это придавало северному искусству самобытность и уникальный национальный колорит.
В живописи ярким представителем Северного Возрождения стал Н.Э. Абильдгор с его полотнами на сюжеты нордических легенд. В музыке крупнейшими фигурами эпохи были Э. Григ и Я. Сибелиус, также черпавшие вдохновение в фольклоре и мифологии. В литературе выделяются писатели Х.К. Андерсен, К. Гамсун, А. Стриндберг. Их произведения также были пронизаны духом национальных традиций Севера.
Так северяне по-своему переосмыслили античное культурное наследие, синтезировав его со своим собственным фольклором и историей. Это породило уникальное, самобытное искусство Скандинавии.
Специфика Итальянского Возрождения
Основная часть Итальянское Возрождение, пришедшееся на 14-16 века, также ознаменовало возврат к культуре античности, однако в более «классическом» ключе.
Во-первых, итальянские мастера во всех сферах искусства — будь то живопись, скульптура, архитектура или литература — обращались именно к сюжетам и образам древнегреческой и древнеримской мифологии и истории.
Во-вторых, если Северное Возрождение тяготело к романтизму и мистицизму, то итальянское было гораздо более рациональным и светским. Оно воспевало красоту человеческого тела, гармонию разума и чувств.
В-третьих, в Италии этот период породил целую плеяду выдающихся универсальных гениев, прославившихся не в одной, а во множестве сфер — живописи, науке, поэзии. Это Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль. Их имена стали символами целой эпохи.
Таким образом, несмотря на внешнее сходство — обращенность к античности — Северное и Итальянское Возрождение имели серьезные различия, обусловленные особенностями культур и менталитетов народов, у которых они возникли.
Различия в скульптуре и архитектуре
Скульптура и архитектура также ярко демонстрируют отличия между двумя Ренессансами.
Для Итальянского Возрождения характерно тяготение к гармонии, соразмерности, математически выверенным пропорциям как в скульптуре, так и зодчестве. Эталоном служило наследие древних греков и римлян. Титаны Возрождения — Микеланджело, Донателло, Брунеллески — создали произведения, ставшие вершинами мирового искусства на века вперед.
В архитектуре появляются светские сооружения, дворцы, виллы. При их возведении активно используются античные ордера, купола, арки, колоннады.
Северное же Возрождение в скульптуре тяготеет к большей условности образов, декоративности. Менее выражен интерес к обнаженной натуре. Пример — творчество датского скульптора Бертеля Торвальдсена, черпавшего вдохновение в скандинавских мифах.
В архитектуре северян также ощутим национальный колорит. Это проявляется в использовании традиционных для севера материалов — дерева, кирпича. Распространены дома и церкви в стиле неоготики, который перекликается со средневековыми традициями региона.
Интересные факты о скульптуре и архитектуре эпохи Возрождения:
- Самая известная скульптура Микеланджело — гигантская мраморная статуя Давида высотой 5,17 метров
- Архитектор Филиппо Брунеллески при строительстве купола собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции впервые после античности начал использовать кирпичную кладку
- Собор в датском городе Роскилле, построенный в 15 веке, считается образцом архитектуры Северного Возрождения.
Влияние Реформации
Реформация — еще один важный фактор, повлиявший на разный облик двух Ренессансов.
В Скандинавии, где идеи Лютера и Кальвина нашли наиболее благодатную почву, они оказали глубокое воздействие на культуру и общество. Строгий протестантизм с его воинствующим аскетизмом, недоверием к пышности и праздности наложил отпечаток и на Северное Возрождение. Оно утратило ту жизнерадостность, красочность, декоративность, свойственные Итальянскому.
В живописи Севера исчезли яркие краски, на первый план выходят сюжеты морализаторского толка. Даже в пейзажах ощущается суровая сосредоточенность, возвышенность.
Религиозный аскетизм сказался и на литературе. Она утрачивает интерес к античности, переключаясь на библейские мотивы.
Тогда как в католической Италии Реформация почти не нашла сторонников. Здесь Возрождение в искусстве не вступало в такие острые противоречия с религией. Живопись сохранила праздничность, а литература — интерес к языческим сюжетам мифологии.
Так влияние Реформации еще более усилило различия между Итальянским и Северным Ренессансами, придав последнему более суровые, аскетические черты.