Анчар Пушкина как лирический герой: особенности и символика в поэзии

Анчар Пушкин как лирический герой: особенности и символика

Ну это стихотворение Пушкина «Анчар» написано где-то в 1828 году. Тогда Пушкин был в так называемом «онегинском периоде», до его Болдинской осени. А вот незадолго до этого было восстание декабристов. И расправа царя над друзьями-декабристами сильно повлияла на Александра Сергеевича.

Он, видать, тогда много думал о произволе власти и рабстве простых людей. И эти размышления отразились в «Анчаре» — в истории про ядовитое дерево, которое всех убивает. Возможно, его источником были какие-то заметки об этом ядовитом «древе» на острове Ява в Индонезии. Там ведь росло такое дерево, от которого все животные держались подальше, и вокруг него вообще жизни не было.

Ну а жанр у «Анчара» — лирическое стихотворение. Тут выражены личные переживания Пушкина по поводу неограниченной царской власти. Он явно не одобряет этого самодура-царька, который ради прихоти может любого подданного на тот свет спровадить.

По направлению стихотворение в целом реалистическое. Ну там и неприглядная картина жизни нарисована, и конфликт между рабом и властью как в реальной истории. Хотя есть и элементы романтизма — весь этот мрачный анчар-одиночка.

Что касается размера, то тут простой четырёхстопный ямб, как Пушкин обычно и писал.

По композиции «Анчар» линейный. Условно можно разделить на две части. Сначала описание самого анчара — где и как он растёт, что извергает яд и никто к нему не суётся. Это первые пять строф. А потом вторая часть — про человека, который решил этот яд использовать, чтобы людей травить. То есть мир людей с миром природы соединяется, чтоб смерть нести. В последних четырёх строфах об этом и повествуется.

Сейчас читают:  Почему Евгений Онегин влюбился в Татьяну: анализ их отношений с чувственной и психологической точек зрения

Ну а дальше там про образы можно много говорить. Этот Анчар — олицетворение смертоносной силы. Он и без посторонней помощи всех пугает до полусмерти. А вот царёк-батюшка вынужден к нему пойти, чтобы через яд людей запугать и подчинить.

В общем, Пушкин тут показывает, что власть может такое вселенское зло нести. И этому злу пора положить конец. Изначально-то люди все равны и никто никого на смерть послать не вправе. Вот, собственно, основная мысль. А для её раскрытия используются разные художественные штучки вроде антитез, метафор, олицетворений. Ну это уже отдельная тема.

Значит, центральный такой образ — это сам Анчар, это дерево, которое всех пугает и отравляет. Вокруг него в радиусе километра ни одно живое существо не выживает. Рядом только «зелень мертвая», как Пушкин пишет. Это в природе такое место смерти получается.

А теперь представьте, приходит человек — царь или князь какой-то. И видит он это дерево, видит, какая от него опасность исходит. Но не уходит прочь, а наоборот — решает использовать эту силу яда в своих интересах. Видно, власть ему вскружила голову окончательно, разума не осталось совсем.

Сейчас читают:  Почему свиное сало розового цвета: научное объяснение и виды пигментации

И вот он посылает к анчару одного из своих рабов, простого человека. Тот идёт наверняка в жутком страхе, но идёт — не осмеливается ослушаться. Доходит до дерева, собирает этот яд… и конечно же погибает в муках.

Но на этом дело не заканчивается. Царёк ведь не просто так за ядом послал — ему людей травить надо. И этот яд он разносит по соседним землям, травит других людей. Вот такая жестокость и бессердечие получаются.

И Пушкин этим показывает, что власть может человека полностью развратить и лишить человечности. Хоть внешне царь и не прикасался к яду, фактически это он убийца. А бедный посланный раб — тоже жертва, хоть и был вынужден стать орудием убийства.

Вот такая вот мрачная история получается. И актуальность её во все времена не пропадает, к сожалению.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Современный дизайн интерьера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: